Каталог растений 2015

Дачный Клуб. Статьи

Ландшафтный дизайн

Мы работаем над созданием проектов, используя весь свой творческий потенциал, и предлагаем вам красивое и продуманное решение.

Производство работ

Мы выполняем все виды работ по благоустройству и озеленению, учитывая ваши пожелания и индивидуальные особенности участка.

Объекты дизайна

Мы с одинаковым интересом относимся к работе над любым объектом, будь то приусадебный участок, городской сквер или стадион.

Обучение

Мы постоянно повышаем свой профессиональный уровень, и делимся с вами знаниями и опытом на наших курсах и мастер-классах.

Статья

Путешествие по древней Колхиде

Текст: О.И.Будкеев

Кавказ является одним из центров происхождения огромного количества декоративных растений. Флора его уникальна и неповторима. Ещё в далёкие времена человек вводил в культуру кавказские дикоросы, которые и по сей день украшают наши сады и парки. Кавказ, являясь очагом древнейшей культуры и самобытности, всегда был для меня желанным и неизведанным.

И вот, наконец, моей семье и мне в этом году представился случай побывать в одном из его прекраснейших уголков - в древней Колхиде, а точнее в Западном Закавказье - в солнечной Абхазии. Народ здесь добрый, красивый, гостеприимный, ленивый и беззаботный - такое сложилось моё мнение во время недолгого, но насыщенного впечатлениями пребывания. Теперь обо всём подробно и не спеша.

Вылетев из промозглой холодной Сибири конца июля сего года - перелёт чуть больше четырёх часов на зелёном "Боинге" - мы приземлились в аэропорту Сочи, расположенном в городе Адлер. Как только открылись двери аэропорта, нам в лицо ударил пропитанный смолой и солью моря, ароматами юга раскалённый воздух. Через 10 минут наши истосковавшиеся по теплу тела были настолько разогреты знойным маревом, что казалось, будто мы целый день были на жаре. За считанные минуты доехали на автобусе до первой нашей цели в культурной программе южного отдыха - сочинского океанариума, который находится в Адлере в двадцати минутах езды от аэропорта. Здесь же рядом и дельфинарий. Посетив то и другое, получив небывалое удовольствие, мы через 10 минут ходьбы очутились на берегу Чёрного моря. Охладившись и наглотавшись солёной воды (т.к. было ветрено), поехали в другое государство - Абхазию, что приблизительно в минутах сорока езды от Адлера.

Это путешествие было настолько необычным, что можно написать целую повесть о менталитете двух миров - русского и абхазского.

Указанную нам Казацкую заставу мы проехали, т.к. водитель был занят спором с пассажиркой о том, кто лучше знает город, и жестикулировал так, что Майя Плисецкая просто отдыхает - всё это на бешеной скорости. В результате мы оказались на конечной остановке. Таможенный пост Россия-Абхазия давно остался позади. Мирно ехавшие пассажиры, естественно, все оказались не местными, а водитель, видимо, увлекшись беседой с дамой, забыл, где нас нужно высадить. Вышли на конечной, и водитель минуты две растерянно смотрел на нас, а мы на него. Уважаемые читатели, вы бы видели его глаза, когда он понял, в чём дело - он, извиняясь, тут же вернул нам деньги за проезд, пересадил во встречное такси, наказал его водителю, где нас высадить. Попутно он начал показывать нам строящиеся ледовые дворцы будущей олимпиады, со всей страстью и в таких подробностях описал процесс строительства, благо два дворца были как на ладони.

Мы без проблем пересекли российско-абхазскую границу, сели в ожидавший нас джипик (переделанный для горных дорог открытый УАЗик) с надписью на лобовом стекле "ЕХTRIM". Водителя звали Гией, у него мы проживали всё отведённое для отдыха на юге время. За полчаса он доставил нас с ветерком до города Гагры. Сразу скажу, что жильё очень дешёвое, если сравнивать с жильём в Горном Алтае. За сутки мы с супругой отдавали 250 рублей. С детей деньги не берут. По крайней мере, за наших не брали. Вот такое кавказское гостеприимство. В конце нашего отдыха Гия скажет нам: "Поедете в нашу сторону в другой раз - обязательно ко мне. Сибиряки такие прикольные, сколько ко мне из ваших мест приезжают - постоянно всем куда-то ехать надо, всё смотреть - горы, море, озёра: Молодцы! А мы годами на море не ходим. Вот москвичи - нытики. Целыми днями спят, а вечерами в кафе пиво пьют, да на море на часок. А вы домой только ночевать и приходите, вон как загорели!" Да, знал бы он, как нам опостылел холод этим летом на Алтае! Не затем мы едем на юг, чтобы в кафешках сидеть. Нам бы в горы к водопадам, по пещерам и т.д. Что нам стоит пешочком подняться в гору по серпантину, чтобы полюбоваться городом с высоты птичьего полёта, где его берега облизывает ласковое тёплое море.

Весь следующий день мы с Гией на его джипике целый потратили, поднимаясь, а затем спускаясь по крутому серпантину горных дорог - ездили на альпийские луга, которые выше 2000 м над уровнем моря. Мне нужно было туда попасть обязательно, т.к. я давно хотел пополнить свою коллекцию дикоросов кавказскими раритетами. В начале подъёма природа благоухала смесью смол кипариса и эвкалипта. Поднимаясь выше, мы проезжали частные усадьбы, ютящиеся на уступах в объятиях горного серпантина дороги. Аккуратно выложенные парапеты вдоль дорог поражают своей грандиозностью, дорога была построена на совесть около 100 лет назад. Увитая плющами, свисающим виноградом, лианами диоскореи кавказской, она внушала к себе уважение. На уступах располагались небольшие сады с ухоженными деревцами мандарина, с которых поздней осенью снимают по 250 кг сочных сладких плодов. Растут и гиганты - деревья хурмы, грецкого ореха, кустарники фундука, алычи. Киви видел собственными глазами. Листья у них огромные, как лопухи. Сразу расскажу и о зелени в городе. За оградами домов прямо на улицах вдоль пешеходных тротуаров растут яблони и груши, которые срывали и ели, наверное, только мы. Алыча жёлтого и вишнёвого цвета к нашему приезду уже осыпалась, и дворники сметали её с дорожек. Вдоль улиц между дорожкой и оградой - стриженные зелёные изгороди из лавра обыкновенного и лавра камфарного. Листья последнего в пищу не пригодны. Зато первый благоухает на всю округу, особенно в жаркое время.

Вернёмся к поездке. И вот мы уже через час в высокогорье в зоне тайги. Петля за петлёй мы всё выше и выше. Дорога такая, что не разъехаться: справа скала, а слева пропасть, покрытая бархатом зелени. Здесь природа типично горно-кавказская - зона широколиственных лесов. Основу составляет красавец бук, в подлеске кизилы, инжир и ещё множество деревьев и кустарников, незнакомых мне. Нижний ярус занимают папоротники в рост человека. Джунгли непроходимые, всё сплетено лианами, все колючие и жёсткие на ощупь. Почва под ними сухая, покрытая злаками. Встречаются кустики морозника кавказского, папоротник с цельными листьями, который так и называется - листовик сколопендровый, чем-то напоминающий узколистную хосту. Вдоль дороги с уступов свисают плющи, папоротники - адиантум красивый, асплениум - похожи на те, что у нас дома, только более изящные. Красота необыкновенная. Поднимаемся выше в зону смешанных и выше - хвойных лесов. Здесь уже природа нам более знакома - сосны, ели, пихты, рябины - и ни одной берёзы, что необычно. Нижний ярус забит белокопытником грузинским с листьями, как у лопуха - встречались гигантские особи, здесь же буйство аконитов, девясилов, бузульников, гераней, колокольчика широколистного голубовато-сиреневого цвета. И вот впереди лес редеет: пару витков по горе, и мы выехали, вернее, поднялись на альпийские луга. Дорога здесь не может называться дорогой в принципе, т.к. её здесь нет - едем по накатанной тропе. Нас кидает в разные стороны по джипику. Под колёсами булыжники, щебень и грязь. Побултыхавшись минут пятнадцать, подъехали к стоянке чабанов. Встретились пара таких же джипиков с розовыми от горного солнца белобрысыми туристами и копчёными от каждодневных переездов водилами. В общем - экзот сплошной. А кругом яркая зелень лугов, да мы, гордые за российский автопром, радуемся асам абхазского извоза, для которых нет страха в горах и сплошной полосы в городе. Ограничительные знаки - удар по мужскому самолюбию. Удивился я тому, что в Гаграх нет светофоров, но и ДТП тоже.

Продолжение следует..

Поделитесь статьей "Кавказ. Путешествие по древней колхиде" с друзьями:

Внимание! Журнал "Дачный клуб" является зарегистрированной торговой маркой.
Тексты и иллюстрации, представленные на сайте www.da-club.ru принадлежат их законным владельцам.